Охота на мецената
"Их не часто встретишь, - небрежно сказал Кристофер Робин.
- Особенно сейчас, - сказал Пятачок.
- Особенно в это время года, - сказал Пух."
А.Милн. "Винни-Пух и все-все-все"
Каждый художник убежден, что достоин большего. Славы позвончей, окон посеверней, музы постройней и щей погуще. А главное - полной творческой свободы (в изящной гармонии с высокими заработками). А жизнь этого не дает, да еще и норовит имеющееся оттяпать. Где уж тут искусство двигать, когда зарабатывать на жизнь надо.
Поэтому светлый образ Мецената часто туманит творческие мозги. Вот найти бы доброго дядьку, тетку, фондик, грантик... Ух, я бы тогда...
Но что-то нету желающих меценатствовать (заставить, конечно, можно, но это называется иначе). Попробуем разобраться в причинах "безмеценатья".
Возьмем для примера некоего богатого человека (ибо бедный или середнячок в меценаты никак не годятся). Богатый человек, понятное дело, занимается бизнесом и имеет развитые мозги. (Потому что всех неумных бизнесменов закопали в пригородных лесах еще до кризиса.)
Допустим также, что в силу хорошего воспитания он разбирается в изящных искусствах на уровне зрителя телеканала "Культура". И попробуем убедить его поспонсировать святое искусство в лице конкретного художника.
Единственный аргумент за то, чтоб этот дядя дал художнику денег: "Так было принято раньше, традиции меценатства всякие, Третьяков-Морозов и все такое..."
Аргументов против - больше:
Во-первых, меценатство предполагает заметные траты (профессиональные материалы для живописи/ваяния/зодчества стоят дорого). А лишних денег у делового человека не бывает - бизнес, знаете ли, раскручивать все время надо, и остановка - банкротству подобна.
Во-вторых, в общественном сознании покровительство искусствам - это совсем не то же самое, что помощь храму или детдому. Оно ассоциируется скорее с содержанием балерин и воспринимается как блажь зажравшегося богатея. К богоугодным делам меценатство уж точно не относят.
В-третьих, бизнесмен вечно загружен множеством мелких и крупных проблем (бизнес, крыша, налоги, приход-расход, дебет-кредит и пр.) Зачем ему добавлять себе новые заботы? Чтобы поскорей попасть в швейцарскую клинику для реабилитации после нервного срыва?
В-четвертых, если меценатство предполагает покупку произведений искусства у художника (т.е. то, чем и занимались Морозов с Третьяковым), то в представлении бизнесмена это не спонсорство, а обычные отношения типа "заказчик-исполнитель" со всеми вытекающими "чтоТыМнеТутНаваял?".
В-пятых, если наш бизнесмен и соберется вкладывать свои У.Е. в произведения искусства, то с его стороны будет разумней покупать вещи, чьи творцы давно спят в земле сырой и не нуждаются в спонсировании. Ликвидность антиквариата все же выше, чем у современного искусства.
Вот почему художнику рассчитывать на мецената не стоит, а "вменять в обязанность" меценатство кому-либо бесполезно. Не те времена.
Петр БЮНАУ
// опубликовано 1.3.2003, #3(79)Петербургский рекламист