TOPNEWS
PR и в Африке PR
Петербургский Рекламист// опубликовано 1.6.2003, #6(82)
...И африканские или российские PR ничем не хуже тех же американских. Какими бы ни были политика, экономика государства, менталитет его народа - основы PR остаются неизменными. И это совсем не значит, что все должны быть похожи друг на друга. Вариантов PR - масса, значит, надо учиться друг у друга.
Во время встречи первыми в глаза бросились общие проблемы. Во всем мире порой не до конца понимают, что такое, собственно, public relations. От искажения смысла теряется его эффективность - об этом писал еще теоретик PR Сэм Блэк. Не следует путать PR с рекламой, маркетингом или общением с прессой, это понятие гораздо шире. PR - вся система деятельности, направленная на то, чтобы организация стала популярной. PR - стратегическая управленческая функция, не ограничивающаяся ролью технических коммуникаторов.
От теоретических вопросов быстро перешли к конкретным. Для Америки, как ни странно (при их-то давней истории развития науки связей с общественностью!), так же остро стоит вопрос о хороших преподавателях этой дисциплины. Как и в России, специалисты PR не стремятся получить ученую степень. Ну, нашим, понятно, не до теории - с практикой бы разобраться, тем более что PR у нас как бы и не наука вовсе. Если кто до канди-
датской и дозреет, то защищаться и степень получать придется в смежной сфере - социология, психология или еще что-нибудь в этом роде. Похожая ситуация, кстати, царит во многих странах. Американские PR-ученые, напротив, в этом плане могут собой гордиться, чем они с радостью и воспользовались, пригласив наших в гости - за передовым опытом.
Опять-таки не удивляйтесь, но в Штатах, как и у нас, не хватает толковых учебных пособий. Правда, для студентов там книжки на ксероксе не множат - учебников общего характера для начинающих в Америке, конечно, полно. Но следующий, "продвинутый" уровень вынужден учиться только на собственном практическом опыте (а зачастую - на ошибках). Предложенные пути решения проблемы вполне жизнеспособны: предоставление грантов на написание новой литературы, приглашение в учебные заведения в качестве лекторов практикующих специалистов, разработка общедоступных Web-сайтов, посвященных проблемам PR.
Еще одна интересная мысль, прозвучавшая на встрече: "Лучший PR-менеджер - женщина". Вот оно, хваленое американское равенство полов! А если серьезно, все профессиональные PR-организации носят, по выражению Лариссы Грюниг, подчеркнуто маскулинный характер. Но ведь большинство студентов факультетов PR и в США, и в России - девушки. Так что извините, господа мужчины, и подвиньтесь: за нами будущее.
Марк Мак-Элриз посвятил свое выступление в основном этическим проблемам - опять-таки общим для всего мира. "Черный PR", "ловля рыбки в мутной воде" - занятие прибыльное, и призывами "очистить реку" и "не нарушать экологию" с этим вряд ли можно что-то поделать. Изменить положение, пожалуй, под силу только своеобразному "Кодексу чести" - своду этических правил, по возможности, интернациональных, следовать которым было бы не только престижно, но попросту логично и нормально для любого человека с развитым этическим началом. Многие агентства уже сейчас разработали собственные внутренние этические кодексы. Сделать их доступными для всех желающих ("перестать прятать в кармане и вывесить на стену") - первый шаг, доказывающий чистоту ваших помыслов и открытость обществу.
Максимальная прозрачность деятельности организации - на сегодня это главная задача специалистов PR, неважно, в каком уголке мира они работают. Ощущать ответственность перед обществом - значит, оправдывать его надежды, понимать, чего от тебя ждут. А глобальные проблемы и решения требуют соответствующего. Америка, Россия, Корея или Африка - у нас у всех уже накопился значительный опыт в PR. Пришла пора этим опытом поделиться.
Мария ШИРЯЕВА
СПРАВКА:
Джеймс Грюниг - автор более 150 книг, статей и публикаций. Известный исследователь альтернативных моделей практики, природы, изменений и эволюции PR. Обладатель многих почетных премий и наград в области связей с общественностью, в том числе: исследовательская премия за высокое мастерство в теоретических исследованиях связей с общественностью от Института связей с общественностью (1984 год); премия Американской ассоциации PR (PRSA) "Выдающийся педагог" (1989 год); премия Джексон, Джексон и Вагнер (1992 год) - за выдающиеся научные исследования в сфере PR.
Агентство Ketchum - одно из ведущих мировых агентств в сфере связей с общественностью, коммуникационная компания полного цикла. Основано в 1923 году. Общий штат сотрудников - более 1200 человек. Ежегодный доход - 161 425 тысяч долларов США. Неоднократно получало национальные премии "Серебряная наковальня" (Silver Anvils). В 2002 году PR-сообщество США признало Ketchum PR-агентством года. Офисы агентства находятся в Атланте, Вашингтоне, Далласе, Лос-Анджелесе, Питсбурге, Сан-Франциско, Санта-Кларе, Чикаго. Агентство располагает представительствами в ряде европейских стран, а также в Мексике и Канаде.