Упаковка — По одежке встречают...
Многие правила маркетинга часто перекликаются с законами жизни. Всем,
например, известно, что «по одежке встречают, а по уму провожают». В нашем
случае эта народная мудрость будет звучать приблизительно так: «По упаковке
товар встречают, по качеству товар провожают». Особенно это правило хорошо
работает на рынке массовых товаров, продающихся в рознице.
Многочисленные маркетинговые исследования
показывают, что каждый второй из трех потребителей принимает решение о
покупке товара частого потребления непосредственно в местах продаж. У
производителя есть всего около 10 секунд, чтобы произвести благоприятное
впечатление. От того, насколько привлекательными окажутся новая этикетка
и название, насколько близко они отвечают внутренним представлениям и
вкусам большинства потребителей, зависит судьба товара от пробных покупок
до постоянного потребления.
Безусловно, важно не только понравиться, но и сделать так, чтобы Вас запомнили,
желательно надолго. Законы маркетинга суровы, так же как и сама жизнь.
Чтобы Вас не забыли нужно иногда напоминать о себе. А на рынке, как показывает
практика, для достижения покупок необходимо добиться минимум десяти контактов
вашего брэнда с вашими потенциальными потребителями.
Сегодня на прилавках магазинов каждый день появляются новые товары. При
этом часто товары практически не отличаются друг от друга по содержанию
и по качеству. В этой ситуации упаковка приобретает первостепенное значение
в борьбе за покупателя. Более того, упаковка и этикетка становятся мощным
средством продвижения товара на современном рынке.
Так как же стать единственным
и неповторимым на торговой полке, потратив на это минимум средств?
Информация — Как аукнется...
Последние исследования агентства «Качалов и коллеги» позволяют смело утверждать,
что с развитием рынка все больше потребителей, выбирая товар, используют
свой собственный личный опыт, советуются с друзьями, знакомыми и экспертами.
При этом драматично падает роль традиционных коммуникаций компании, рекламы
прежде всего.
В региональном городе (исследовались такие крупные города как Ростов,
Самара, Екатеринбург и другие) доля средств маркетинга компании — первичные
коммуникации — составляет почти половину. В Москве, же более половины
всей информации приходится именно на вторичные каналы коммуникаций. При
этом доля контактов самой компании с потребителем в общем информационном
море уменьшается до одной трети (!).
Иногда бывает, что доля контактов
от самой компании с потребителем составляет 10% и менее в общем объеме
информации, которой пользуется потребитель при выборе товара. Личный опыт
потребителя, мнения знакомых и близких людей, рекомендации продавцов и
экспертов приобретают все большее значение при принятии решения о том,
какую марку купить.
У компании производителя или продавца остается все меньше и меньше возможностей
для постоянных контактов с покупателем. Следовательно, сегодня необходимо
гораздо более тщательно продумывать и планировать все маркетинговые коммуникации
компании: упаковку, цену, рекламу, паблисити, средства поддержки продаж
и прочие.
Любопытно, что одновременно с
этим увеличивается роль упаковки и этикетки, оформления мест продаж на
фоне падения роли традиционной рекламы. Так, если в Ростове до 30% всех
контактов приходится на традиционную рекламу, то при перемещении в Москву
эта доля падает почти в три раза. При этом доля контактов через упаковку
растет с 11 до 17% .
Какие же мероприятия необходимо запланировать и провести, чтобы повысить
эффективность упаковки своего товара по сравнению с конкурентами?
Позиционирование — Не с лица воду
пить...
Рассмотрим, как компания Аква Трейдер приступила и осуществила разработку
нового брэнда минеральной воды. Этот пример тем более интересен, что российский
рынок минеральной воды представляет собой классическую иллюстрацию рынка
в стадии быстрого роста.
Сегодня только в четырех крупнейших городах России представлены более
260 марок этого напитка. Причем около 100 новых марок появились за последний
год. Еще не менее 80 марок появятся в России до конца 2000 года. В такой
ситуации тем более было необходимо посмотреть на товар со всех сторон
для эффективного решения.
Результаты маркетинговых исследований показали, что основным поводом выбора
минеральной воды, равно как и требованиями к товару являются:
· утоление жажды;
· чистота и экологичность напитка;
· оздоровительный эффект.
В ходе мозговых штурмов и анализа литературы было разработано более 200
вариантов названий. Все слова тщательно рассматривались с точки зрения
соответствия товарной группе, краткости, благозвучия и т.д. Тем самым
экспертами было отобрано около 20 наиболее перспективных названий. После
проверки на патентоспособность названий осталось всего десять.
Для дальнейшей работы было выбрано три основных направления в виде разных
формулировок потребительского позиционирования. Творческий отдел агентства
«Качалов и Коллеги» разработал разные графические решения этикеток под
разные формулировки позиционирования новой марки.
В ходе подготовки альтернативных творческих решений была заложена возможность
протестировать разные подходы к созданию товара. В том числе тестируются
и разные графические решения:
· виды шрифтов (прямые или наклонные, рубленые или с засечками, и прочее);
· цветовая гамма, как основного элемента, так и фона этикетки;
· содержание основного графического элемента (озеро, капелька, «чистая»
графика и многое другое).
Каждое решение делает акцент на той или иной выгоде для потребителя и
реализует разные творческие подходы. Безусловно, особенно на первом этапе
создания товара, каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы.
Какой же вариант творческого решения окажется наиболее сильным на рынке?
Какое решение окажется наиболее привлекательным для потребителей? Как
это повлияет на продажи товара? Первые приоритеты в названиях и образах
расставили результаты тестов на фокус-группах.
Первый Тест — Первый блин комом...
Участники фокус-группы тщательно отбирались, исходя из их покупок, возраста,
пола и многих других характеристик. Это позволило приблизить результаты
тестов к рыночной реальности. Сами товарные тесты и дискуссии среди потребителей
длились почти два с половиной часа под руководством опытного модератора.
Проиллюстрируем наиболее существенные результаты.
Первым делом участникам дискуссий
было предложено оценить десять разных тестовых вариантов названий минеральной
воды по критериям:
· привлекательность (нравится/не нравится);
· соответствие товарной группе (насколько отражает характер товара — минеральная
вода).
Большинство потребителей обратили внимание на название Чистый Глоток.
Многие из них подчеркнули такие требования к названию минеральной воды:
— обязательная связь с водой, утолением жажды: «Я пью воду для утоления
жажды...»
— ощущение чистоты: «Мне больше всего нравится «Чистый Глоток». Чистота
она и есть чистота...»
— ощущение натуральности: «Еще хорошо бы такое название, которое отражало
бы натуральность и природность. Мне понравился «Чистый Глоток», он соотносится
со свежестью, чистотой, качественным вкусом хорошей воды и близостью к
природе...»
Параллельно с названиями, участники фокус-групп обсуждали визуальные образы
и дизайн этикеток. Причем, и это существенно (!), одновременно оценивались
новые и уже хорошо известные торговые марки-лидеры. Оценки проводились
по 10-балльной шкале, где 10 — наивысший балл, а 1 — самый низкий балл.
Обратим внимание на результаты тестов.
Бесспорно, видно, что тестовые решения оказались аутсайдерами. Они были
оценены потребителями ниже всего. Конечно же, на оценки участников оказало
влияние и приверженность к известным маркам, которые они уже потребляют.
Однако самым главным результатом
текущего этапа разработки товара оказалось следующее. Потребители в рамках
дискуссий предельно точно описали, что их не устраивает в разработанных
решениях. Специально обсуждалось, как можно и нужно усилить каждый вариант
упаковки.
В фокусе дискуссий были наиболее актуальные темы для дальнейшего творчества:
· характер логотипа;
· цвета и оттенки этикеток;
· характер изображения (рисунок или фотография);
· содержание и тексты на этикетках.
Сравнивая результаты тестов для разных творческих решений, можно сделать
аргументированный вывод о том, какой образ, выраженный в графике, наиболее
близок потребителям. Большинство потребителей описывало этикетки с использованием
образов, напрямую связанных с водой и свежестью:
· родник высоко в горах;
· лесной ручей;
· горный водопад;
· кубики льда;
· природный пейзаж;
· роса, капельки и прочее.
Таким образом, чтобы воздействовать на покупателей, и название и этикетка
должны переводить характеристики товара на язык описания конкретных атрибутов.
Это помогает продемонстрировать выгоды обладания продуктом. В результате
усиливается позиционирование товара и повышается вероятность продаж.
Взяв на вооружение все основные
выводы и пожелания потребителей, были окончательно разработаны фирменные
брэнд и упаковка для компании Аква Трейдер.
Второй Тест — Пришел, Увидел...
Через месяц на новых тестах потребителям (другим) были предложены новые
творческие решения. В качестве основного направления было выбрано название
«Чистый глоток» .
Результаты заключительного теста говорят сами за себя .
Потребители признали окончательные решения нового товара компании Аква
Трейдер удачными. Оценка новой этикетки «Чистый глоток» по десятибалльной
шкале составила 8—9 баллов из десяти возможных как по привлекательности,
так и по соответствию характеру товарной группы. При этом «Чистый глоток»
по своим оценкам оказался в группе лидеров рынка — своих основных конкурентов.
Основные аргументы потребителей были следующими:
— «Этикетка ассоциируется с чистотой и свежестью напитка, который предлагается...»
— «От снежной вершины так и веет прохладой...»
— «Это не гора, а скорее ледник, который вызывает ассоциации со свежестью,
когда хочется пить...»
— «Очень подходит к минералке. Чистая какая-то этикетка...»
Заключение — Что посеешь...
Успех любого маркетингового усилия зависит от сложившегося впечатления,
что новый товар обладает конкурентным преимуществом. Конкурентное преимущество,
ясно выраженное в упаковке, оказывается атрибутом товара. Покупатель приходит
к умозаключению, что именно этот товар подходит для удовлетворения его
потребностей в большей степени, чем товар конкурента.
Таким образом, упаковка способна не только привлекать к себе внимание
и отличать нас от конкурентов. Этикетка и упаковка на современном рынке
становятся важнейшей частью маркетинговой стратегии. Они играют роль постоянного
коммуникатора и бесплатно доносят рекламные послания товара до потребителя.
Наконец, упаковка способна убедить покупателей проникнуться доверием к
самому товару. Следовательно, упаковка создается для того, чтобы облегчить
покупателю процесс принятия решения. Конечная цель состоит в создании
торговой марки, максимально согласованной с потребностями покупателя.
От того, насколько верно это будет сделано, настолько компании удастся
сэкономить свои средства на дальнейшее продвижение товара и повысить уровень
продаж.
Семь шагов к эффективной упаковке
1. Выделить основные атрибуты товара и товарной группы — основные выгоды
потребителя, которые он получает, пользуясь товаром (либо нашей маркой,
либо товарной группой в целом).
2. Создать не менее трех альтернативных формулировок потребительского
позиционирования на базе основных атрибутов. Это поможет в дальнейшем
вы-брать наиболее эффективный вариант.
3. Создать 10—20 альтернативных текстовых решений (названия товара, это
могут быть и рекламные лозунги).
4. Создать три альтернативных полных творческих решения (например, этикетка:
названия + графика), базируясь на альтернативных формулировках потребительского
позиционирования.
5. Протестировать альтернативные решения на группах потребителей, которые
формируют основной объем покупок в данном регионе.
6. Тщательно оценить плюсы и минусы альтернативных решений: текстовых
и графических. Вычленить наиболее существенные предложения и найти пути
их дальнейшей реализации в творческой концепции.
7. Провести заключительный тест и окончательно оценить качество творческих
решений.
И последнее, возвращаясь к параллелям между жизнью и маркетингом. Как-то
раз, разрабатывая социальную рекламу, один из авторов текущего обзора
написал: «Любовь женщины — это всегда надежда. Не оправдавшись, она перестает
быть любовью». Применительно к нашей теме, можно сказать: «Товар — это
всегда комплекс потребительских ожиданий. Не оправдав их, он перестает
быть товаром».
Успеха Вам.
Марс Якупов, консультант по творческим
решениям.
Игорь Качалов, директор.
На главную...