susu-pr@inbox.ru   2003г.
Архив
Из раннего...
Пресс-клуб
Гостевая книга
Форум
Центр ума
Фотогаллерея
Мы
Реквизиты
Коллекция ссылок
PR:рефераты, книги
Журналистика:рефераты,книги
CERP Students RUSSIA
CERP на Южном Урале
Кафедра
FAQ
Ссылки
 
 
ПОЧЕМ ФУНТ «ПИ-АРа»?
Петербургский рекламист// опубликовано 1.6.1999, #44(44)

Нарушалась работа и рекламных агентств, как части информационных каналов. И не потому, как утверждали многие, что у клиентов исчезли деньги, а потому что распоряжаться ими клиенту было страшно. Многим известна акция агентства «S'TOP», которое в пору кризиса заявило о бесплатной работе в области PR. «Для выхода из кризиса, в первую очередь, пресса и бизнесмены должны были получать достоверную информацию о том, кто и как работает, как решаются проблемы на предприятиях, – вспоминает президент агентства Марина Баканова. – Уже после первого «круглого стола» было написано много статей (38), прошло несколько сюжетов на радио и даже на телеканалах (подчеркну: не о нашей акции, а о предприятиях). Тон прессы изменился, в основном, информация была уже не устрашающей, а рабочей. Однако те фирмы, которые до «круглого стола» не занимался PR, так и не стали им заниматься, считая статьи приятной и полезной случайностью.» В первое время после летних событий большинство агентств уверяли, что PR компенсирует падение интереса к рекламе, будучи более экономичным. Действительно, компании с западным капиталом значительно сократили рекламные бюджеты, увеличив затраты на PR, по словам В.Железнова, консультанта PR-агентства «Promaco PR». Но «PR-всплеска» в городе не произошло, хотя кризис – во всем мире самое «хлебное» время», – замечает Андрей Баранников, заместитель генерального директора агентства «СПН-Гранат». Причину этого парадокса специалисты видят в следующем. Серьезным PR занимались лишь немногие компании, даже из числа крупных. Но и они во время кризиса поспешили избавиться от штатных PR-щиков, экономя, по их мнению, средства. Те же, кто не обращался к PR-агентствам до кризиса, тем более не обратились к ним и во время оного, считая нужным решать все проблемы собственными силами. Поэтому PR-агентства продолжали работу лишь с постоянными клиентами. Другая причина состоит в том, что в городе не так много качественных команд, специализирующихся на PR, как в Москве, где таких профессионалов десятки. В питерских, даже самых крупных агентствах, количество человек, работающих в PR-отделах, не превышает четырех-пяти. Но обычно таких специалистов всего двое. По мнению Андрея Баранникова, после кризиса ситуация обострилась: «До августа рынок почти структурировался и обозначилась пятерка ведущих агентств, которые декларировали, что занимаются полным циклом работ. Однако у них всегда существовали приоритеты в деятельности и, соответственно, по каким-то направлениям они рекомендовали своих коллег. Но рынок упал. Проявилась «всеядность» большинства агентств, работающих на рынке. «Пи-аром» стали заниматься все, что сказалось на качестве услуг и привело к демпингу». В подтверждение своих слов Андрей поведал историю, произошедшую с его агентством. Предложив свои услуги клиенту, он услышал от него, что некий конкурент предлагает за то же самое цену, ровно в десять раз меньше. «Мы решили устроить «очную ставку». Познакомились с дамой, назвавшей сумму, которую я обычно плачу только за курьерскую рассылку. Я возмутился: допустим, она совершенно не ценит свою работу, но ведь еще существуют подрядчики! Очевидность демпинга привела к тому, что клиент предпочел качество цене».
Агентства утверждают, что в оплате возможны следующие компромиссы, которые не пошатнут ни статус агентства, ни бюджет клиента: дисконт, обсуждение и выбор каких-то пунктов услуги, исходя из денег клиента. И, наконец, статьи и семинары, призванные, хотя и не настолько детально, но обучить заказчика.
Менеджер по PR агентства “DA&N” Андрей Царегородцев считает, что если нельзя говорить о большом PR, то о демпинге говорить тем более рано: «Еще два года назад мы предполагали, что рынок PR очень перспективен. Но до сих пор он не вышел на достаточно высокий уровень в силу глобальной экономической ситуации: газеты, которые находятся в нищенском положении, журналисты, которые работают на одном энтузиазме… Приходится сотрудничать всего с парой питерских газет, которых явно недостаточно». Действительно, в Санкт-Петербурге практически нет конкурирующих деловых изданий, что приводит к монополизации информации. Небольшое количество специализированных и деловых изданий, где информация о новом продукте может считаться новостью, а не рекламой, приводит к проблеме «черного пи-ара». «Крупные компании, не занимаясь PR, пока никаких убытков не понесут. И все-таки, делая PR, они вкладывают такие же инвестиции в будущее, как и наше агентство, – говорит А.Царегородцев. – Поэтому я считаю, что наши тарифы, которые едва покрывают затраты, нельзя назвать демпингом. Это просто работа на перспективу. А когда начнется рост экономики, мы сможем прибавить к нашим доходам и доход по PR».
Компании со стопроцентным иностранным капиталом имеют больше средств на PR, чем наши. Но, может быть, тогда для российских компаний необходимо ввести «российский коэффициент»? Однако тут на ум приходит обычное в разговоре с клиентами сравнение с юристом, врачом и автомехаником, которые, как известно, бесплатно не работают. «А чем хуже «пиарщик»?» – вопрошают специалисты. Кстати, дешевого PR не бывает – во всем мире это одна из элитных услуг. Почему же она не ценится у нас? Потому что цена PR прямо пропорциональна цене общественного мнения, а ему нынче, как известно, грош цена...
Но самой большой причиной демпинга называют традиционно заниженную самооценку русских людей, которая часто наносит вред самому агентству. Например, исходя из своего прошлого опыта, Марина Баканова сделала вывод: «Как правило, клиент не ценит низкие тарифы: «Если они так дешево себя ценят, то почему я должен их ценить?». Кроме того, он начинает сразу безответственно относиться к сотрудничеству. А для качественного PR клиент сам должен очень много работать. Если клиент сделал предоплату, он уже сам старается, чтобы деньги не были потрачены впустую. В противном случае – полная безответственность заказчика, и отсюда – невозможность качественного PR». «Я лучше откажусь от заказов и займусь в это время реструктуризацией бизнеса», – утверждает Андрей Баранников.
Так что, либо компании осознают уровень, цену и необходимость PR-работы, либо нет. В противном случае, даже работа за маленькие деньги не принесет им удовлетворения, поскольку изначально они не понимают его целей и считают PR экономически нецелесообразным.


Наталья Ульянова

На главную...

HTML Верстка Анна Жукова (c) 2003
Hosted by uCoz