|
Планирование
рекламной кампании рекламным агентством |
Скороделов К.
Планирование рекламной кампании
— процесс, в котором принимают участие все структурные подразделения агентства
и маркетинговый отдел рекламодателя. Результат этого процесса — составление
плана рекламной кампании на определенный период.
Главная задача планирования — определить, как будет доноситься рекламное
послание до потребителя: в какой форме, с помощью каких средств массовой
информации и в рамках какого бюджета.
В процессе планирования разрабатываются
творческая стратегия торговой марки, медиа-стратегия, т.е. то, каким образом
будет заинтересован потребитель, и стратегия проведения рекламных акций,
которые будут поддерживать эффект прямой рекламы и усиливать его.
В данной статье описываются отношения между отделами агентства, функции
отделов, внутренний документооборот при планировании рекламной кампании.
Освещается начало процесса планирования — первые шаги, получение информации
от клиента. Также рассмотрены определение рекламных затрат конкурентов,
разработка творческой и медиа-стратегии. Очень часто, помимо прямой рекламы,
рекламная кампания включает в себя специальные рекламные акции, призванные
установить прямой контакт с потребителем. Разработка этой части рекламной
кампании также рассмотрена в данной статье.
Разработка технического задания на проведение рекламной кампании
База, на которой агентство основывает свое планирование, — задание от
клиента (на английском это звучит как brief). На сегодняшний день устоявшегося
русского эквивалента этому понятию в агентскую практику не введено, поэтому
в дальнейшем в этой статье я буду оперировать понятием «техническое задание».
В техническом задании клиент досконально
описывает продукт, рекламная кампания которого должна быть спланирована,
его историю, то, какие рекламные усилия предпринимались раньше, какие
результаты были достигнуты. Вся эта информация должна быть у клиента,
и в случае ее недостатка агентству следует запросить дополнительные сведения
в отделе маркетинга компании-клиента. Конечно, бывают случаи, когда клиент
не имеет ответа на некоторые вопросы, тогда агентство должно само ответить
на них с помощью своего исследовательского отдела.
Клиент определяет задачи, которые должны быть решены в ходе рекламной
кампании. Эти задачи должны быть максимально конкретными: повысить узнаваемость
торговой марки, стимулировать пробные покупки и т.п. Исходя из поставленных
задач агентство будет формировать рекламную стратегию. Таким образом,
чем точнее и тщательнее будут поставлены задачи, тем лучше будет результат.
Возможные задачи:
· Повышение узнаваемости торговой марки на 40%.
· Четкое ассоциирование торговой марки с образом, который закладывался
производителем и развивался, или планируется к развитию с помощью рекламы.
· Увеличение продаж.
Впрочем, увеличение продаж не зависит напрямую от эффективности рекламы.
Продажи зависят от дистрибьюторской сети, отношений с дилерами, сезонности,
моды. Нужно четко следить, чтобы результаты были реалистичными, а не завышенными,
и клиентское задание на проведение рекламной кампании в этом случае является
предметом обсуждения, а не догмой.
Следующий момент, который должен
быть отражен в задании, — это бюджет: за какие деньги клиент надеется
получить поставленные результаты. Поскольку агентство выступает как советник
по инвестициям, ему совершенно необходимо знать, чем оно может оперировать.
К сожалению, в российской практике очень часто встречаются случаи, когда
бюджет не объявляется, но от агентства просят предоставить предложения.
В подавляющем большинстве случаев это заканчивается несовпадением бюджета,
рекомендованного агентством, и реального бюджета клиента.
Как любой проект, рекламная кампания имеет четкие характеристики: что
должно быть сделано (задачи, результаты), в рамках какого бюджета, за
какой срок. Клиентом, как правило, формулируется примерный срок рекламной
кампании. Агентство должно определить четкие временные рамки после разбивки
бюджета. Чаще всего сроки привязываются к пикам продаж (если цель рекламной
кампании — поддержать продажи) или к моменту вывода товара на рынок.
Схема взаимодействия клиента и агентства перед началом планирования рекламной
кампании представлена ниже.
Оценка рекламных затрат конкурентов
После получения детального технического задания от клиента необходимо
выяснить, насколько активен рынок, сколько тратят конкуренты, в каких
средствах массовой информации размещают рекламу. Как правило, выбираются
ближайшие конкуренты (не более 10), но внимание должно быть обращено и
на непрямых конкурентов, поскольку их активность также сказывается на
покупательском поведении потребителя. Оценка затрат конкурентов на рекламу
может помочь в некоторых случаях убедить клиента увеличить бюджет или,
по крайней мере, объяснить ему, почему результаты рекламной кампании при
выделенном бюджете будут значительно скромнее, чем у конкурентов. Если
на рекламу выделен значительный бюджет, то отслеживание затрат конкурентов
тем не менее необходимо, чтобы не упустить усиление конкурентной активности.
Источники данных о конкурентной активности — мониторинги исследовательских
агентств RPRG, Gallup AdFact. Эти агентства предоставляют мониторинги
телевизионной активности, наружной рекламы, прессы и радио. К сожалению,
пока никто не предоставляет данных по рекламе в метро. В этих мониторингах
отражаются затраты по официальным ценам, без учета скидок, но общее соотношение
затрат все же можно понять. Мониторинги содержат также следующую информацию:
в каких телевизионных передачах размещалась реклама конкурентов, в каких
журналах, какой длины были ролики и размер печатных рекламных объявлений.
В мониторингах по наружной рекламе отражаются адреса, если размещение
проводилось на конструкциях размером 6ґ3 метра. В целом мониторинг показывает,
какой медиа-микс был использован конкурентами. Кроме затрат, можно оценить
позиционирование товаров-конкурентов. Для этого достаточно просмотреть
рекламные ролики конкурентов и макеты для прессы и наружной рекламы. Эти
материалы также предоставляются исследовательскими агентствами. Помимо
исследовательских агентств можно самому, использовав видеомагнитофон,
записать ролики конкурентов. Макеты рекламных объявлений можно найти пролистав
подшивки журналов, а наружной рекламы — поездив по городу.
Выяснение позиционирования конкурентов
поможет понять, какие потребительские свойства уже задействованы, насколько
потребитель уже знаком с товарной категорией, надо ли подробно объяснять
назначение продукта или это уже сделано. Знание стратегии конкурентов
поможет избежать повторяемости и позволит разработать собственную отличную
стратегию. Возможно, в стратегии конкурента существуют пробелы или ошибки,
которые можно восполнить и выставить торговую марку клиента в выгодном
свете. Самый главный момент в анализе позиционирования конкурентов — понять
преимущества и свойства товара, которые не использовались ранее.
Исследование относительно потребительского отношения к торговой марке
клиента и торговым маркам конкурентов также поможет определить, какое
место товар клиента занимает в сознании потребителя. Отталкиваясь от этого,
можно выработать наилучшее творческое решение. Такое исследование может
быть проведено как силами агентства, так и силами стороннего подрядчика.
В конце оценки рынка у нас должна
сложиться следующая картина:
· Список конкурентов.
· Затраты на рекламу.
· Медиа-микс используемый конкурентами.
· Пики наивысшей активности конкурентов.
· Рекламные усилия, предпринимавшиеся клиентом ранее.
· Позиционирование конкурентов.
· Отношение потребителя к товарам конкурентов и товару клиента.
После ответа на эти вопросы мы можем приступать к разработке рекламной
стратегии и написанию внутриагентских заданий.
Разработка рекламной стратегии
После ответа на все вопросы относительно целевой аудитории, мотивации
потребителя, позиционирования конкурентов начинается работа внутри агентства.
Первый этап состоит в том, что специалист по планированию (account planer)
совместно с менеджером, отвечающим за ведение клиента внутри агентства,
разрабатывают основную рекламную стратегию торговой марки. Они анализиуют
и формулируют отношение потребителя к товарной категории, к которой принадлежит
наш продукт, выясняют все характеристики потребителя — сколько ему лет,
каково его семейное и финансовое положение, как он проводит свой отпуск
и, самое главное, что он знает/чувствует/думает относительно предлагаемого
товара. Стратегия в данном случае означает позиционирование товара, и
от того, насколько точно и правильно будет позиционирован товар, зависит
успех дальнейших действий всего агентства. Один и тот же товар может быть
позиционирован несколькими разными способами, и это будут решения для
разных потребительских проблем. Цель специалиста по планированию — выявить
самую главную потребительскую проблему и заставить все агентство работать
над ее решением.
Вся работа внутри агентства строится на основе внутриагентских технических
заданий. Общая ее схема выглядит следующим образом:
Основой для внутриагентских заданий является задание от клиента, а также
стратегия, выработанная специалистом по планированию совместно менеджером
по работе с клиентом. Существуют два основных задания — творческое задание
(creative brief), предназначенное для творческого отдела, и медиа-задание.
В задании для творческого отдела фиксируются требования к творческим разработкам
для рекламной кампании (ТВ-ролики, радио-ролики, макеты для прессы). В
медиа-задании указывается, какие медиа-средства должны быть использованы
в ходе кампании, требования к ним и бюджеты.
Работа творческого отдела
Работа в творческом отделе начинается после того, как творческое задание
подписано руководителем отдела по работе с клиентами.
Может возникнуть вопрос: почему клиентское техническое задание не идет
сразу же в творческий отдел, а менеджер по работе с клиентами выпускает
специальное задание. Дело в том, что менеджерский персонал мыслит сугубо
рационально и множество разной информации может свести к одному заключению.
Творческие люди, наоборот, представляют рациональную вещь в инновационном
и привлекательном стиле, т.е. по сути дела лишают ее рациональности, и
им будет чрезвычайно сложно проделать аналитическую работу и собрать воедино
все факты, изложенные в клиентском задании, — им будет просто не с чего
начать.
После того как творческое задание
написано, у сотрудников творческого отдела возникают вопросы и комментарии,
и поэтому обязательно следуют встречи, где пытаются найти общий язык два
разных типа мышления. Эти встречи представляют собой процесс, где менеджерский
персонал излагает и объясняет творческой команде информацию, которую она
должна знать, чтобы найти лучшее решение проблемы. Основной вопрос, который
возникает всегда: к кому члены творческой команды должны обращаться и
что они должны сказать, чтобы достичь эффективного результата. Вообще,
чем четче написано творческое задание, тем более конструктивный характер
носят эти встречи.
Задачи творческого задания:
1. Определить цели.
2. Дать пищу для работы творческого отдела.
3. Контролировать качество работы. Результаты работы должны в точности
соответствовать требованиям задания.
Творческие люди всегда думают, что они понимают в рекламе больше, чем
кто бы то ни было, и у них всегда есть отличные идеи, которые пусть и
не соответствуют заданию, но они просто лучше. Мастерство специалиста
по планированию как раз и состоит в том, чтобы направить творческую энергию
в нужное русло. По возможности, надо сделать творческое задание максимально
конкретным, чтобы его формулировки не допускали больших разночтений и
двусмысленностей. Так, следует избегать формулировок типа «для современной
молодежи» — ее лучше заменить на «для студентов 2—3-х курсов, носящих
джинсы Levi’s и ботинки на рифленой подошве и слушающие группу Red Hot
Chilly Peppers». Подобные конкретные формулировки, безусловно, могут вызвать
протест у творческих людей, но для этого и существует комната для переговоров,
где в порядке обсуждения вносятся уточнения и корректировки:
В творческом задании определяются следующие параметры:
· История продукта.
· Целевая аудитория.
· Цели и задачи рекламной кампании.
· Главное послание.
· Чем его можно поддержать.
· Желаемая реакция потребителя.
· Общий тон рекламы.
· Необходимые элементы.
· Конечное исполнение.
· Сроки исполнения.
В разделе «история продукта» должен
быть представлен необходимый минимум полезной информации о продукте. Задание
не должно быть перегружено.
«Целевая аудитория». Кого мы рассматриваем в качестве наших целевых потребителей
— подростков, слушающих Red Hot Chilly Peppers, или неработающих домохозяек
с двумя детьми 3-х и 5-ти лет.
«Цели и задачи». Повысить узнаваемость, изменить отношение к продукту,
стимулировать пробные покупки. Реклама должна работать на решение одной-единственной
проблемы. Могут быть дополнительные подцели — например, показать новую
упаковку, но они никогда не должны перевешивать главной задачи.
«Главное послание». Что должна говорить реклама потребителю. Главное послание
должно четко и ясно прочитываться потребителем и, следовательно, должно
быть простым. Отличный пример этому — «Забудьте о перхоти, пусть Ваши
волосы будут красивыми».
В разделе «Чем его можно поддержать», реклама должна показывать решение
проблемы с помощью продукта, иначе это будет просто констатация проблемы.
Пример: «В состав лака входит провитамин B5 — питающий волосы по всей
длине». Кстати, неважно, что этот витамин содержится даже в лаке «Прелесть»
— главное первому об этом заявить.
«Желаемая реакция потребителя». Основное правило риторики — прежде чем
произнести какую-либо речь, определитесь с реакцией, которую вы хотите
вызвать у вашего слушателя. Если это правило действует в межличностной
коммуникации, то ему нужно придавать еще большее значение при общении
с многомиллионной армией потребителей.
«Общий тон». Дружелюбный, бодрящий, разъясняющий и т.д.
«Необходимые элементы». Это такие элементы, как логотип, корпоративные
цвета, изображение продукта. Таких элементов должно быть не очень много
(желательно, не больше трех), иначе это еще больше ограничит и без того
загнанную в рамки задания гениальную мысль работников творческого отдела.
«Исполнение». В каком виде должна быть исполнена задача — раскадровки
для ТВ-ролика, макета для прессы или наружной рекламы, слогана, визуального
образа.
«Сроки». К какому сроку задание должно быть исполнено.
После всех встреч и обсуждений творческая команда приступает к работе.
Результатами работы являются раскадровки (story board) для ТВ-ролика,
макеты для печати и/или наружной рекламы, выполненные в цвете и готовые
для представления клиенту.
Работа медиа-отдела
Отношения с медиа-отделом и специалистами по медиа-планированию складываются
гораздо более спокойно, чем с творческим отделом, в силу того, что сотрудники
медиа-отдела имеют дело преимущественно с цифрами и, как следствие, обладают
рациональным складом ума. Общение с ними происходит по такой же схеме,
что и с творческим отделом. Сначала составляется задание, подписывается
начальником отдела по работе с клиентами. Потом оно отдается в медиа-отдел,
затем проходит одна (максимум, две) встречи, где задание обсуждается,
после этого медиа-отдел начинает свою работу. По своей конструкции медиа
задание напоминает творческое, но не допускает пространных формулировок.
Оно состоит из следующих частей:
· Целевая аудитория.
· Предполагаемые рекламные каналы.
· Бюджет (включая или не включая налоги).
· Региональность.
· Сезонность продаж.
· Время проведения рекламной кампании .
· Срок представления предложения.
Как можно видеть, задание для медиа-отдела требует точных ответов и не
оставляет места для пространных фраз.
«Целевая аудитория». Этот пункт
не менее важен для специалиста по медиа-планированию, чем для сотрудника
творческого отдела. Если творческая команда будет работать над тем, как
сформулировать обращение к потенциальному потребителю, то специалист по
планированию будет искать пути, как донести это обращение до потребителя.
Существуют базы данных, которые классифицируют передачи по типам людей,
которые их смотрят. Можно заложить пространный критерий «Современная молодежь»
и получить список из 50 передач, среди которых будут «В мире животных»
и «Играй, гармонь», которые наверняка смотрит какой-нибудь маленький процент
(0,1) нашего потребителя, и специалисту по планированию будет достаточно
сложно выбрать то, что нужно. Отсюда снижение эффективности использования
рабочего времени. Здесь мы видим, насколько зависит успешная работа агентства
от четкости внутреннего документооборота. Можно пойти по испытанному пути
и сформулировать целевую аудиторию так же, как в творческом задании (Levi’s,
ботинки с подошвой, Red Hot Chilly Peppers), и мы получим в результате
список из 3-х или 4-х передач, которые смотрят в своем большинстве представители
нашей целевой группы, и ограниченное число журналов. Достаточно часто
приходится слышать: почему мы забываем про остальных людей, зачем намеренно
заужаем круг потенциальных потребителей? Ответ прост: не существует товара,
рассчитанного на всех, ни одна торговая марка не оказывает влияния на
выбор всего населения, у каждой есть своя ниша, и чем тщательнее мы будем
подходить к выбору этой ниши, чем адреснее будет наше послание, тем лучше
будет реакция на него.
«Предполагаемые рекламные каналы».
Этот пункт носит скорее рекомендательный характер, если нет четких указаний
от клиента, сколько он хочет потратить на телевидение, прессу и на наружную
рекламу. Такие случаи редки, как правило, так поступают искушенные в рекламе
компании. Специалист по планированию должен хорошо представлять себе,
какие каналы, для каких целей могут быть использованы, при этом он руководствуется
накопленным опытом и знаниями. Так, ни один запуск новой продукции на
рынок не может быть осуществлен без использования телевидения. Исключение
составляют торговые марки спиртных напитков и табачных изделий. Наружная
реклама формирует узнаваемость торговой марки, реклама в прессе доносит
максимум полезной информации и т.д.
«Бюджет (с налогами, без налогов)». Важность и незаменимость этого пункта
невозможно переоценить. В медиа-задании может быть указана примерная или
точная разбивка бюджета, в противном случае медиа-отдел оставляет за собой
право осуществить эту разбивку. Обязательно надо указать, включает этот
бюджет агентскую комиссию или нет.
«Региональность». Рекламная кампания
может осуществляться как в общенациональном так и в региональном масштабе
— соответственно, различны цены, различны рейтинги и различны подходы
к планированию. Если важны отдельные регионы, на это должна быть сделана
ссылка — Волгоградская область, Черноземный район с особым ударением на
Белгород. При таком описании специалист по планированию сам решит, каким
образом увеличить воздействие рекламного сообщения в отдельном городе.
Это может происходить с помощью наружной рекламы или закупки полос в трех
выпусках газета «Юность Удмуртии».
«Время проведения рекламной кампании». И вновь мы возвращаемся к трем
основным пунктам управления проектом: что (рекламная кампания с использованием
ТВ и прессы с акцентом на черноземный район и город Белгород), за какие
деньги (бюджет с учетом 8% комиссии на размещение в прессе и 4% на размещение
на ТВ), в какие сроки. Сроки должны указываться в неделях или месяцах,
либо должна делаться привязка к календарной дате. Например — кампания
должна быть проведена до 8 марта. Специалист по планированию в свою очередь
смотрит на наличие свободных рекламных мест и строит медиа-стратегию соответствующим
образом.
«Сезонность продаж». Этот пункт носит исключительно информативный характер.
Помимо всего вышесказанного в задании должны быть указаны наличие рекламных
материалов, длина роликов, размер печатных объявлений.
Разработка календаря рекламных
акций
На этом этапе к работе подключается отдел по проведению рекламных акций.
Для этого отдела задание составляется не всегда — все зависит от требований
каждого отдельного агентства. Этот отдел — достаточно независимая единица
и, в отличие от других отделов, может иметь, помимо общеагентских, еще
и своих клиентов. Как правило, сотрудники этого отдела наравне со специалистами
по планированию и менеджерами по работе с клиентами участвуют во встречах
с клиентами, ведут с ними переговоры, выставляют счета. Таким образом,
они получают всю информацию из первых рук. Существует устоявшееся разграничение
рекламной активности на прямую рекламу и поддерживающую рекламную деятельность.
Прямая реклама — ТВ, пресса, наружная реклама, радио; поддерживающая рекламная
деятельность — рекламные акции и PR.
Задача отдела по проведению рекламных акций — разработать те рекламные
акции, которые поддержат и улучшат результаты прямой рекламы. В календаре
рекламных акций должны быть указаны количество мероприятий, их продолжительность
и характер. Каждая акция должна быть максимально точно расписана, так
как в случае непринятия клиентом общей рекламной стратегии он может остановить
свой выбор на стратегии проведения рекламных акций, предложенной агентством.
В календаре рекламных акций также должен быть указан бюджет.
Планирование PR-кампании включает следующее:
1. Цели PR-кампании.
2. Список средств массовой информации.
3. Основные послания.
4. Календарный план работы по осуществлению PR-кампании.
5. Бюджет.
«Цели PR-кампании». Здесь та же самая ситуация, что и с целями рекламной
кампании, — существует одна главная цель и несколько более мелких подцелей.
Эти цели обязательно должны исходить и работать на цели основной рекламной
кампании, если только PR-кампания не проводится в отсутствие прямой рекламы.
Это случается, когда клиент видит в PR более дешевый вариант продвижения
продукта.
«Список средств массовой информации» — список изданий, которые соотносятся
по тематике с продуктом. Так, для спутниковых телефонов это будут компьютерные
и бизнес-издания (PC Week, «Эксперт»), для косметики — женские журналы
(Cosmopolitan, Woman, Elle). Медиа-лист включает в себя такие характеристики,
как название издания, тираж, тематика, контактный телефон, фамилия контактного
человека, главного редактора, периодичность выхода. Эти списки должны
постоянно обновляться, с журналистами должен поддерживаться регулярный
контакт. Также полезно отмечать в этом списке выходили ли уже материалы
от агентства в том или ином журнале или нет и насколько удачно было предыдущее
сотрудничество.
«Основные послания». Этот пункт
очень похож на аналогичный в задании для творческого отдела. В нем формулируется
главная мысль, которая должна быть донесена до общественности посредством
средств массовой информации.
«Календарный план работы по осуществлению PR-кампании». Представляет собой
план публикаций, в соответствии с которым агентство планирует генерировать
статьи в целевой прессе. В нем указывается, в каком издании выйдет статья,
когда, какое послание будет в себе нести. По окончании кампании проводится
оценка запланированных и вышедших статей.
«Бюджет». Бюджет для PR определяется на основе труда, затраченного работниками
отдела. Во многих агентствах существуют официальные расценки рабочего
времени сотрудников. Количество часов, которые будут потрачены, считается,
исходя из опыта осуществления подобных проектов. Для клиента готовится
детальное обоснование выставленной суммы, и если смета по каким-то причинам
урезается, агентство вправе отказаться от выполнения части услуг — например,
не предоставлять ежемесячный мониторинг вышедших статей и переложить это
на плечи клиента.
Существует еще один документ — «История продукта и клиента», который призван
помочь всем работникам агентства понять суть продукта для достижения наилучшего
результата. В нем описывается история продукта и включается любая полезная
информация, которая может помочь в формировании успешной стратегии продвижения
продукта.
Распределение бюджета
Существуют общие правила разбивки бюджета: любой бюджет для рекламного
агентства состоит из трех частей — чистый бюджет, агентская комиссия,
НДС. Размер агентской комиссии определяется в процессе переговоров с клиентом
перед подписанием договора. Обычно это 15% на производство и значительно
меньше — на размещение из-за значительно большей массы прибыли. Агентская
комиссия покрывает временные затраты отдела по работе с клиентами, медиа-
и творческого отделов. Временные затраты отдела по проведению рекламных
акций оплачиваются клиентом отдельно.
После того как представлены предложения из творческого, медиа- и отдела
по проведению рекламных акций, начинается работа по детальному распределению
бюджета. Прежде всего, считается точная стоимость производства рекламных
материалов. Делается это совместно с продюсером агентства, так как именно
ему придется производить все то, что придумано в творческом отделе. На
основе раскадровок продюсер выясняет стоимость декораций для съемки ролика,
считает, сколько часов будет необходимо снимать, сколько потребуется времени
для монтажа, стоимость которого выставляется клиенту отдельно, даже если
у агентства есть своя монтажная студия. Если потребуется выезд за границу,
выясняет стоимость перелета и гостиницы. Оплата режиссера, актеров, осветителей,
визажистов, стоимость реквизита — это тоже работа продюсера. Конечно,
все это делается при участии сотрудников творческого отдела, которые разрабатывали
творческую концепцию, поскольку в раскадровке невозможно отразить все,
что задумывалось. Для печатных макетов определяется примерная стоимость
работы компьютерного дизайнера, стоимость производства цветоделенных пленок
и цветопроб, стоимость отправки готовых материалов в регионы. Все эти
расходы выделяются в графу «Производство».
Раздел «Медиа» делится на подразделы — ТВ, пресса, наружная реклама, радио.
Эту часть представляют специалисты медиа-отдела. Для наружной рекламы
единицы измерения — стороны рекламоносителя. В разбивке это будет обозначаться:
стоимость, формат, количество сторон, сколько месяцев. Адресная программа
представляется отдельно.
Для ТВ единицы измерения — это
рейтинг передачи. Он показывает, какой процент целевой аудитории смотрит
выбранную передачу. Отражается в плане следующим образом: стоимость, рейтинги,
которые планируется набрать, срок, в течение которого их планируется набрать.
Единицы измерения для прессы — доли полосы. В бюджетном плане показываются:
стоимость, название издания, размер, количество публикаций. К стоимостной
оценке размещения в прессе прилагается таблица, в которой отражается,
в каком месяце и в каком журнале будет размещаться реклама. Как правило,
агентство предоставляет ряд скидок на размещение — это агентская скидка
и объемная.
Бюджет на проведение рекламных акций и PR представляется отделом про продвижению
продукта и включается в общую структуру бюджета.
Итогом процесса планирования рекламной кампании является документ, показывающий,
какова будет рекламная активность является на протяжении года, какие средства
массовой информации будут задействованы для достижения поставленной цели,
в каком объеме и как долго. В нем можно увидеть, что рекламная активность
не будет постоянной на протяжении всего года, а будет иметь свои пики
и спады. Это обусловлено пиками продаж товара, которые необходимо поддержать,
и рекламной деятельностью конкурентов за предыдущие годы.
Это, по сути, целостный план рекламной кампании, дающий полное представление
о том, что будет происходить, в какие сроки и за какие деньги. К этому
основному документу могут прикладываться следующие документы:
1. Детальная смета на производство.
2. Чистая стоимость размещения в журналах (без комиссии).
3. Отдельный план по ТВ.
Все это необходимо для случая, если клиент не примет предложенную стратегию
целиком, тогда у него будет возможность понять, что он может сделать вместе
с агентством частично.
Резюме
Планирование рекламной кампании дает возможность увидеть, как будут распределяться
средства на протяжении всего года. Также планирование позволяет упорядочить
рекламную деятельность на протяжении определенного периода, сделать ее
более осмысленной и целенаправленной. Все это, в свою очередь, ведет к
большему эффекту от вложенных средств и более экономному расходованию
рекламного бюджета.
Процесс планирования рекламной кампании позволяет избежать всякого рода
накладок в ее проведении, в результате чего у потребителя сложится неверное
отношение к торговой марке, ради которой все и затевается. Рекламодатель
получает возможность проанализировать и скорректировать рекламный план
в соответствии со своим планом продаж, что позволит их (продажи) повысить.
В процесс планирования включены все структуры агентства. Это не является
прерогативой исключительно отдела по работе с клиентами или отдела медиа-планирования.
Все отделы работают в тесной взаимосвязи, и это требует четкой координации
и контроля со стороны менеджера по работе с клиентами. Последний, в свою
очередь, должен быть полностью в курсе дел клиента и его планов, чтобы
корректировать работу агентства и подстраивать ее под требования рекламодателя.
Кроме того, менеджер по работе с клиентами и специалист по планированию
должны уметь объективно оценить работу творческого и медиа-отделов. Это
означает, что он не может и не должен отвергать какую-либо творческую
идею если она ему по каким-то причинам не нравится, а четко сформулировать,
что именно и почему не нравится, а также почему идея не соответствует
торговой марке. Если же идея, пришедшая из творческого отдела, на первый
взгляд кажется просто превосходной, необходимо тщательно изучить ее и
понять, соответствует ли она требованиям клиентского задания и если нет,
отправить идею на доработку.
С медиа-отделом такие ситуации случаются гораздо реже, так как все предложения,
исходящие из этого отдела, обосновываются цифрами, но здесь важно, чтобы
субъективное мнение менеджерского персонала не возобладало над цифрами.
То есть если какая-то из выбранных для размещения рекламы передач не нравится
специалисту по планированию ими менеджеру по работе с клиентами, необходимо
оценить ее рейтинг и только после этого принять решение.
В целом вся рекламная кампания укладывается в классическую схему: планирование
— организация — мотивация — контроль. В данной статье была сделана попытка
проанализировать первый этап данного процесса — планирование.
На главную...
|
| |