susu-pr@inbox.ru   2003г.
Архив
Из раннего...
Пресс-клуб
Гостевая книга
Форум
Центр ума
Фотогаллерея
Мы
Реквизиты
Коллекция ссылок
PR:рефераты, книги
Журналистика:рефераты,книги
CERP Students RUSSIA
CERP на Южном Урале
Кафедра
FAQ
Ссылки
 
 
Битва королей или "мышиная" возня?
Антон ЮЛОВ,
руководитель интернет-проекта Aktivist.ru
Интернет в последние годы получил очень широкое распространение в качестве поставщика оперативной информации и новостей. Сегодня сетью Интернет регулярно пользуется более 13 млн. человек. Это весьма большой процент населения России. Причем в крупных городах можно говорить о более высоком уровне развития новых информационных технологий. В Москве ежемесячно в сеть Интернет заходит более 30% населения. В Петербурге это отношение составляет более 20%. Эти данные говорят о востребованности сети Интернет как новой информационной площадки, уже вставшей в крупных городах в ряд с такими информационными каналами, как радио и телевидение.

Рассмотрим пристрастия аудитории в сети Интернет. Можно однозначно выделить крупнейшие из сегментов сети Интернет:

  • развлекательный сегмент (игры, анекдоты, знакомства и т.д.);
  • деловой сегмент (сайты организаций, специализированные сайты и порталы - недвижимость, медицина и т.д.);
  • информационно-новостной сегмент, в который входят новостные порталы (аналоги газет и журналов).

На информационно-новостной сегмент приходится не менее 50% от общего количества заходов в сеть. Об этом сегменте можно говорить как о наиболее востребованном и часто используемом пользователями Интернет. Его можно разделить на следующие информационные направления по тематике предоставляемой информации:

  • сайты и порталы деловой и финансовой тематики;
  • ресурсы, предоставляющие информацию о политических событиях;
  • новостные ресурсы общей тематики (криминальные, транс-портные, автомобильные и др. новости);
  • рекреационные ресурсы, предоставляющие новости из мира отдыха и развлечений;
  • интернет-обозреватели (новости жизни российского Интернета).

Разделение на направления условно и ведется по явным признакам, но любое из этих направлений может в свою очередь делиться на свои тематики.

Информационные ресурсы делятся по региональной направленности на следующие уровни:

  • общероссийские ресурсы;
  • региональные ресурсы (объединенные по области, городу и т.д.).

Соответственно, есть четкая зависимость интереса аудитории, отражаемой в посещаемости (например, количество посетителей в день) информационных ресурсов, исходя из разделения по региональной направленности. Можно говорить о следующем порядке деления потенциального интереса пользователей сети Интернет (и, как следствия, посещаемости) к информационным ресурсам исходя из тематической и региональной направленности (по нисходящей):

  • общероссийские информационные ресурсы, предоставляющие все информационные направления: потенциальная аудитория - 100% пользователей сети;
  • общероссийские ресурсы, предоставляющие информацию определенного направления (например, финансовые ресурсы). Интерес к новостям, предоставляющимся в рамках определенного направления, определяется исключительно потребностью пользователей в данной информации, что подразумевает под собой формирование определенной аудитории, объединенной тематикой конкретного направления, что, естественно, снижает количество заинтересованных в данной информации;
  • региональные ресурсы, объединяющие новости всех направлений, но актуальные для определенного региона. Потенциальная аудитория таких ресурсов определяется исключительно количеством пользователей сети Интернет в регионе, для которого данная информация является актуальной. Москва - 30%, Петербург - 20%, для остальных регионов - менее 10% от пользователей сети Интернет;
  • региональные информационные ресурсы определенного направления (узкоспециализированные). Потенциальная аудитория таких ресурсов наиболее узка по сравнению со всеми вышеперечисленными и определяется в первую очередь региональностью ресурса, т.е. количеством подключенных к сети Интернет пользователей в данном регионе и уже среди этих пользователей по интересу к данной тематике. Измеряется в процентах, не более 5-7%.

Естественно, в связи с доступностью информационных ресурсов, сравнительной дешевизной как доступа в интернет (для пользователей), так и расходов на создание полноценного информационного ресурса (по сравнению с офф-лайн средствами массовой информации - для создателей информационных ресурсов), среди информационных ресурсов существует значительная конкуренция.

Существуют общепризнанные лидеры информационного сегмента - это ресурсы, оттянувшие на себя максимально возможное количество посетителей, регулярно получающих нужную им информацию именно на этих ресурсах. При этом большинство специалистов и просто пользователей оценивают рейтинг информационных ресурсов исключительно количеством посетителей и количеством просматриваемых на ресурсе страниц.

Борьба за лидерство на информационном рынке в Интернет проводится в основном как борьба за посетителей. Бороться за посетителей можно следующими средствами:

  • расширение информационных направлений (предоставление большего, чем у конкурентов, количества информационных направлений);
  • предоставление различных сервисов в рамках информационных ресурсов;
  • более глубокая проработка контента (борьба за качество);
  • стандартные средства повышения посещаемости (баннерная реклама, почтовые рассылки, партнерские программы и т.д.);
  • расширение географии потенциальной аудитории.

Конечной целью данных мероприятий в основном является формирование большего ядра аудитории (неизменное количество посетителей, регулярно возвращающихся на ресурс без рекламных или иных воздействий на них), чем у конкурентов, что дает большую, чем до проведения данных мероприятий, регулярную ежедневную посещаемость.

Сегодня информационные ресурсы в основном действуют по одной тактике: так как очевидно, что максимальное количество посетителей может дать общероссийский ресурс с максимальным количеством информационных направлений, создаются новостные мега-порталы. К сожалению, они практически ничем не отличаются друг от друга и в большинстве своем для пользователя не различаются по качеству предоставления информации (которая идет в основном из одних и тех же источников). Такие мега-ресурсы серьезно конкурируют между собой.

При таком подходе для пользователя создается ряд неудобств: отсутствие эксклюзивности информации (новости об одних и тех же событиях, поступающие одновременно); затруднения с поиском нужной информации в огромном массиве данных (как на уровне интерфейса, так и невозможность выноса на первую, самую просматриваемую, страницу всех актуальных новостей); неполнота информации (обусловленная невозможностью глубокой проработки при огромных ежеминутно поступающих массивах информации).

Выходом из такой ситуации может являться сужение направления предоставления информации. Таким образом можно занять свободную от конкуренции (или с минимальными затратами на конкурентную борьбу) нишу в информационном пространстве. Помимо этого возможно качественно улучшить целевую аудиторию ресурса, что немаловажно для рекламодателей. Не секрет, что целью любого профессионального информационного ресурса является получение прибыли, в основном, с рекламы на ресурсе.

Основным показателем для продаж рекламы является аудитория ресурсов сети Интернет и количество показов рекламы за определенный период времени. Чем более качественна аудитория, тем выше стоимость рекламы на таком ресурсе. Соответственно, альтернативой информационным мега-ресурсам могут стать узкоспециализированные информационные ресурсы.

Качество аудитории интернет-ресурсов определяется ее социально-демографическими данными: география, возраст, доход и т.д. Соответственно, на узкоспециализированных региональных ресурсах происходит предельная концентрация качественной аудитории, объединенных региональным признаком, что для большинства рекламодателей весьма важно.

Эффективность рекламы в сети Интернет считается в основном по 2-м показателям: количество показов и СТР (отношение количества переходов по баннеру к количеству показов в процентах). Одно и то же количество показов рекламы на ресурсе с четко очерченной целевой аудиторией и на ресурсе без определенной целевой аудитории дает различную эффективность.

Здесь узконаправленные информационные ресурсы составляют серьезную конкуренцию общероссийским информационным ресурсам - при сокращении количества показов по сравнению с ними, они предлагают на порядок более качественную аудиторию за счет узкоспециализированного направления предоставления информации.

У мега-порталов (за счет огромного трафика со всей России) аудитория не определена и скорее аналогична аудитории, к примеру, портала анекдотов или знакомств, причем стоимость рекламы значительно выше. В то же время имиджевая реклама на мега-порталах, в отличие от узкоспециализированных ресурсов, не эффективна.

Рассмотрим такую ситуацию на примере петербургского портала "Активист" (www.aktivist.ru). Портал "Активист" - информационно-развлекательный портал Петербурга, подпадающий под определение регионального информационного ресурса рекреационной направленности. Выделение такого достаточно узкого сегмента позволило абстрагироваться от борьбы с общероссийскими новостными ресурсами, что очень важно на этапе становления информационного ресурса, и от петербургских (региональных) информационных ресурсов - за счет выделения сравнительно узкого направления предоставления информации - в сфере отдыха и развлечений и сопутствующей информации. Выделение четко ограниченного информационного направления позволило сконцентрировать усилия на максимально качественное предоставление информации в выбранном информационном секторе и, как следствие, формирование устойчивого ядра аудитории. Основными отличиями данного информационного ресурса являются:

  • эксклюзивность информации (авторский контент);
  • полнота информации о сфере отдыха и развлечений (работа над одним информационным направлением позволяет заниматься малейшими деталями направления, не распыляясь на многие направления без их детализации);
  • более детальный интерфейс, облегчающий поиск необходимой информации.

Так пользователи получают качественную информацию из мира отдыха и развлечений Петербурга на одном конкретном ресурсе и при потребности в получении информации данного рода привычно используют "Активист". С точки зрения рекламодателей, данный ресурс также представляет достаточный интерес. На ресурсе сфокусирована наиболее обеспеченная группа жителей Петербурга, желающая и имеющая возможность качественно отдыхать. Соответственно, это наиболее активная и "продвинутая" потребительская группа. Стоимость рекламы на портале "Активист" сравнима со стоимостью рекламы на информационных мега-порталах, но обладает в несколько раз более высокой эффективностью за счет качества аудитории, и, как следствие, более высокой отдачей. Помимо этого, при таком подходе велика имиджевая составляющая рекламы.

Единственным незатронутым вопросом является развитие проекта. Понятно, что при развитии необходимо сохранить тематическую специализацию и региональную направленность. Развитием таких проектов могут являться:

  • введение дополнительных сервисов для существующего ядра аудитории, что повысит частоту обращений к ресурсу данной аудиторией;
  • географическое расширение - открытие аналогичных проектов в неохваченных регионах и, таким образом, формирование сети узкоспециализированных по одной тематике информационных ресурсов. При этом каждый из ресурсов будет обладать одинаково качественными аудиториями, различными только по региональному признаку.

Таким образом, организация сети узкоспециализированных региональных ресурсов помогает:

  • избежать или значительно снизить конкурентную борьбу на информационном рынке;
  • предоставлять информацию более качественно;
  • формировать эксклюзивное ядро аудитории ресурса, предлагая рекламодателю более качественную рекламу и, как следствие, при сохранении стандартного уровня расходов, увеличивать прибыль;
  • динамично развиваться.

    На главную...

HTML Верстка Анна Жукова (c) 2003
Hosted by uCoz